среда, 1 июля 2020 г.

Мода, экотренды и как заниматься сельским хозяйством за полярным кругом

Немного философии.
Поразмышляю о трендах, моде и экологических привычках и сельском хозяйстве за полярным кругом...
Тема сложная имеет много координат измерений и рассматривать ее нужно с разных сторон.
Я сейчас рассмотрю только некоторые грани этой проблемы.
Когда я задумал экостройку и конечно же изучал вопрос в интернете.
И там я обнаружил множество реализованных проектов, в которых соблюдены принципы экосистем.
И в этих проектах участвовали люди в качестве волонтеров. Также я нашел кучу интересных экологических решений.
Я понял что существует некий тренд, мода на создание экопривычек и экосистем.
И когда я искал место для стройки я учитывал сообщество в котором я буду строиться и жить.
Сразу скажу, что у меня ни когда не было трепета перед садоводством или огородничеством, наоборот в детстве мне отбили всю любовь работой на даче... остались только не выносимые впечатления.
До того как начать стройку я почти всегда участвовал в коллективных проектах, ходил в походы, участвовал в чистках пляжей и т.п.
И командная работа для меня всегда была самым радостным занятием.
Тусовка для меня всегда была важнее. И начало экостроительство это скорее было продолжением идей уоторые рождались в эко тусовках.
Но с началом стройки вся командная работа исчезла.
Тусовка и командная работа позволяет обмениваться опытом и позволяет быстро сделать то, что одному не под силу.
Мне этого не хватало теперь и я стал искать где еще есть экостроительство, чтобы поучаствовать в нем.
Поблизости небыло ничего такого, мне пришлось ездить или в другой регион или в другой район области.
Т.к. нужно было успевать еще в своей стройке за сезон что-то сделать, то долго поучаствовать в стройках других не получалось.
Но все-таки кое-какой опыт и информацию мне удалось получить из первых рук.
НО! к чему я это все?
К тому, что мода на экостроительство и вообще мода что-то делать самим на своей земле, а тем более совместно - очень слабая у нас в стране.
Я мониторил ситуацию по экопоселениям, но большинство из них были идеологически направленные и связанные с ритуалами (как утверждают их участники это древнерусские ритуалы). Но мне ближе научных подход и к тому же я не увидел особой разницы в успехах тех кто следует языческим ритуалам и тех кто не следует...
Я понял что сообщества существуют, но их мало и они все разрознены. На уровне государства и на уровне общественных организаций нет направлений популяризирующих моду и тренды обустройства окружающей среды.
Но в личных разговорах я очень часто встречал тему нехватки такого обустройства среды. Люди часто говорят об этом и даже некоторые сетовали что вот они лично начинали что-то обустраивать в деревне в поселке в городе около дома во дворе и т.п. , но не найдя поддержки в окружении бросал свои задумки.
После этого у всех них возникало устойчивое психическое состояние удрученности, оторванности, никому не нужности.
Основной вывод: "Никому ничего не нужно, люди боятся что-то самостоятельно сделать. Людям лень жопу от дивана оторвать."
Возникает ощущение что это везде так и вообще во всем мире людям насрать на то где и как они живут...
Но вот перед тем как поехать второй раз в Норвегию я (как обычно я делаю перед поездкой в другую страну) я решил посмотреть как живут люди на севере Норвегии.
Оказалось у них даже на севере, за полярным кругом люди занимаются сельским хозяйством. Конечно больше всего там рыбных хозяйств, но есть так же и животноводство.
Знаете что такое Норвегия с точки зрения почв? Это скалы, крутые склоны, куча фьордов , водопадов и речек.
Это все красиво, но для сельского хозяйства это все очень не удобно и сложно. Даже просто пасти коров, овец и коз не везде возможно.
Кроме того за полярным кругом пол года нет солнца и все завалено снегом...
Как же люди там занимаются животноводством? занимаются...да, конечно там многое автоматизировано, используется высокотехнологические интеллектуальные аппараты (позже расскажу)
Но работать руками тоже приходится вполне себе много ну и кроме того нужно уметь контролировать весь процесс и уметь управлять этим.
ПОчему же люди занимаются этим?
Пока я путешествовал по северу Норвегии, а ездил я там автостопом и это позволило получить информацию из первых рук.
Меня подвозили разные люди и фермеры и рыбаки и учителя и пенсионеры и предприниматели.
Так вот людям там не стремно работать на земле - мода такая, тренд.
Им нравится заниматься своими делами , многие гордятся своей работой и с радостью об этом рассказывают. Они увлечены своей профессией.
В прошлую мою поездку в Норвегию (когда я катался по центральной части) меня подвозил человек, который восстанавливает леса , он рассказал мне все тонкости и ньюансы и проблемы которые у него возникают, и он рассказывал как это сложно и трудно. Но он был очень доволен своим делом.
В этот раз меня подвозил рыбак, который рассказал мне как автоматизирована работа на судне и как работает система по восстановлению "поголовья" рыбы, как работают диспетчеры, которые следят за тем где и сколько выловлено рыбы во фьордах.
На севере я посетил ферму где разводят лам , которых привезли из южной америки. Мне не удалось посетить собачью ферму, где разводят ездовых собак. Но те кто меня подвозили рассказали мне что это весьма успешная ферма.
Я лично видел стада северных оленей, которых разводят на севере.
Я посмотрел очень интересный фильм про животноводство за полярным кругом:
https://www.youtube.com/watch?v=3R5ETr_xxGc
И наконец я лично посетил дом под куполом в котором выращиваются и овощи и фрукты за полярным кругом.
https://www.youtube.com/watch?v=KSxmVKTIjVk&list=PLVG-D-OKd1u21YW3lVTG8R35O4Xrl91f9
Я помогал им по хозяйству пока там обитал.
Прожил я там 4 дня, но мне вполне хватило понять что вкалывают они там очень не хило.
Мы возили песок с моря, чтоб обустроить пермакультурные гряды, возили навоз с соседней конюшни, стригли траву, копали землю. Я наблюдал как вся ребятня (а у них их четверо) помогали маме (Ингрид) сажать овощи на пермагрядке.
В подвале мы с Бенджамином (хозяин дома) возились с устройством лестницы и Бенджамин рассказывал мне про дом и показывал его устройство.
Вот здесь более подробно: рассказ
И все это делалось с радостью и весельем, все выглядело как игра. Ребятишки ниразу не переступали через "не хочу".
Их никто не заставлял.
Вечерами я беседовал с Бенджамином и он рассказывал про жизнь здесь в норвегии на этом острове.
Так вот оказывается они с Ингрид всю жизнь живут здесь на острове.
Они родились здесь, затем отучились каждый в своем учебном заведении и вернулись на остров, обустроили свой собственный дом и теперь продолжают жить и работать здесь и воспитывать своих детей.
Конечно они путешествуют иногда в другие регионы и страны, те так часто как другие но всеже.
Но они счастливы жить именно здесь и гордятся своим островом и страной.
И в целом в Норвегии нет проблемы утечки молодежи в районные центры и города, поэтому у них не большие города и много деревень и хуторов.
Практически вся земля под присмотром.
Как-то раз меня подвез старший школьник, который только только закончил школу. Он увидел меня с большим рюкзаком и решил пообщаться со мной в надежде услышать от меня что-нитьбудт интересное про разные страны. Но оказалось он мог мне рассказать больше и про свою страну и про природу и как ее сохранять.
Признаюсь, что именно посещение Норвегии еще сильнее подстегнуло меня обустраивать собственное место.
Меня поразило, что люди живут на земле, занимаются хозяйством и при этом когда они принимают гостей, то обеспечивают комфорт и удобство. И каждый стараяется рассказать про свои родные места и показать что-то интересное поблизости.
Я подумал, а чем мы хуже? Ведь во первых у нас и по климату лучше заниматься и огородничеством и садоводством.
И показать гостям почти всегда есть что и природных уникальных мест у нас полно.

Но вернувшись домой я горел идеями, предложил соседям обустроить  родничек и подходы к нему.
И это оказалось не просто... на словах люди высказывали желание, но в итоге на работы собирались только некоторые.
И оглядевшись через нектороне время я понял что нет ни идей, ни людей с которыми можно реализовывать какие-то хотябы элементарные экологические проекты которые бы улучшали нашу среду обитания.
Люди объясняли мне это тем что, некогда заниматься чем-то еще, все время уходит на собственное обустройство и "выживание".
Но я видел на практике, что время на устройство различных посиделок, шашлыков и разных других тусовок, все же находится.
Я понимаю что отдыхать тоже нужно. Но я делаю упор на то что не формируется та информационная среда в которой происходит обмен опытом и рождение новых идей.
Все таки тренд изолированных друг от друга ячеек существует у нас до сих пор. Общество атомизировано и мыслит только категориями "что я могу сделать один"
Теперь про поддержку со стороны государства:
В Норвегии практически все фермерские хозяйства , а особенно в северных районах получают дотации. И кроме того ввозными пошлинами и строгим санитиарным контролем обеспечивается полное обеспечение молочной продукцией всей страны. Есть конечно и завозные продукты, но их не большинство.
Множество экологических проектов поддерживается на уровне государства, например даже виадуки для животных, что те могли спокойно гулять по всецй территории и им не мешают дороги.
Конечно же и развитие инфраструктуры и образования в этой области формируют тренды, моду и запросы в обществе. Но и общество само запрашивает от государства те или иные нормы и решения.

Когда я путешествовал по югу России (ставрополь, Элиста, Астрахань, Волгоград) меня подвозил фермер и рассказывал как хищнечески уничтожаются земли предпринимателями, которым нужно бысто срубить прибыль. После двух трех лет высаживания монокультуры огромные площади не могу плодоносить и их приходиться восстанавливать несколько лет, вкладывая в земли удобрения, посути тратя деньги в никуда. К этому времени земли отиуются обратно гомударству или перепродаются, тем кто не курсе что тут происходило.
Точно также по хищному были отобраны земли у экопоселения окол Иститима, и теперь земли пустуют, т.к. они были перепроданы в третьи или четвертые руки  и новый хозяин не занет что с ней делать теперь.
Все заброшено и забыто...
Какие тренды и какую моду можно воспитать у детей, которые приехали с родителями строить свой дом в экопоселении, а их оттуда выгнали?

Когда я был на Камчатке, местные жители рассказывали мне как прекрасно росла здесь пшеница. Я сам проходил через заброшенные сады облепихи и ирги. В поселке Эссо куча заброшенных домов около которых стоят теплицы из которых прямо прет зелень, теплицы заросли сорняками изнутри. Это потому что весь поселок и все теплицы БЕСПЛАТНО снабжаются горячей водой, которая бьет из под земли. Там проведены трубы и отопление во всем поселке именно такое.
Дороги на камчатке оставляют желать лучшего.
Как мне рассказывали местные что если бы здесь развивать сельское хозяйство - здесь был бы золотой край, но сейчас и зерно и молоко привозят с континента и стоит это все огромных денег. Развивается только туризм и это далеко не эко-туризм...Тренды все теже - срубить побыстрее побольше денег. Инфраструктура на Камчатке просто убита...

Рассказ вот тут: Про Камчатку Но там просто про поездку, без анализа. Но по фотками все поймете.

Когда я катался по Бурятии - сами буряты с горестью сообщали мне что скоро весь свой лес они сами же и срубят и вывезут в Китай.

про Бурятию

Когда я искал ржаную солому по совхозам и фермерским хозяйствам вокруг Новосибирска, я так же столкнулся с отсутствуем и информационных каналом, центров чтобы найти нужное сырье с минимальными затратами.
Когда я поехал сам по хозяйствам, то увидел что многие находятся в ужасном состоянии и техника в хозяйствах тоже еле дышит.
И что уж говорить о каких-то экологических решениях.... работают по старинке - сеют монокультуры, уничтожают леса и т.п.

Когда мы в своем поселке начинаем обсуждать например тему отопления, то экологические аспекты уходят куда-то в сторону и на первый план всплывают вопросы экономии денег, причем экономии лично каждым хозяйством...А о том чтобы собраться и вместе заказать например более экологичные брикеты, что в итоге окажется дешевле дров, даже не возникает идеи и желания...Атомизированность общества, мы привыкли закуклиться в своем мирке и решать  свои проблемы сами своими средствами.

Из всех приведенных примеров получается что жить на земле и соблюдать экологические принципы дорого, тяжело и затратно по времени.
А работа, за которую платят достаточно денег не связана с работой на земле.

Какие институты нужно создавать и возраждать чтобы привить эту любовь к своему краю к земле?
И нужно ли это делать?
Или может предоставить это все технологиям? механизмам?
Подождать когда крупные компании создадут автоматизированные комплексы, которые соблюдая все экологические принципы будут выращивать для нас еду и обеспечивать нам чистную и устойчивую среду обитания? Механизмы будут следить за взаимосвязвми в экосистемах и регулировать численность того или иного вида?
Но даже для такого развития нужны тренды и мода понимания устойчивости систем, чтобы суметь заложить эти идеи и законы в программы механизмов.
Вот такая философия.

Комментариев нет:

Отправить комментарий